Снова выбираем мойку высокого давления
Как выбрать мойку высокого давления?
Вы решили приобрести мойку высокого давления. Мы приведем некоторые соображения, дадим советы и рекомендации, которые сделают ваш выбор осознанным и позволят с толком потратить деньги, а также подскажем, на чем можно разумно сэкономить, и в каких случаях этого делать не стоит – выйдет «себе дороже».
В фирменных проспектах эти устройства чаще называются аппарат высокого давления или очиститель высокого давления. Этим производители подчеркивают то, что водяная струя высокого давления является мощным универсальным инструментом. Используя дополнительные приспособления, с его помощью можно удалять старые отделочные покрытия, проводить пескоструйную и санитарную обработку поверхностей, прочищать засоры в трубопроводах, откачивать жидкости. Известны случаи, когда аппарат высокого давления (АВД) использовали для разборки европоддонов и разделки мясных туш!
В условиях автосервисного предприятия АВД чаще всего используют для мойки автомобилей, агрегатов и производственных помещений, о чем и пойдет речь.
О главном
Продавцы АВД единодушны во мнении, что главная причина недовольства покупателей приобретаемой ими техникой – неправильный подход при ее выборе, основанный лишь на стремлении сэкономить. Такая экономия для потребителя зачастую оборачивается повышенными эксплуатационными расходами и вынужденными перерывами в работе, то есть упущенной выгодой, не говоря о потерях физической и нервной энергии. Для продавца – дискредитацией имиджа фирмы-производителя, продукцию которой он представляет.
Основа правильного выбора – ответ на главный вопрос:
для каких целей вы приобретаете оборудование, какие виды работ будут выполняться и с какой интенсивностью.
Кстати, тот же вопрос прежде всего задаст вам опытный менеджер. Это позволит определить будущий режим эксплуатации аппарата, что является отправной точкой при выборе.
Все без исключения производители, прежде всего исходя из данного параметра, подразделяют всю гамму своей продукции на аппараты:
– бытового (некоммерческого) использования;
– полупрофессиональные;
– профессиональные;
– промышленные.
Моторесурс (продолжительность работы до профилактического ремонта) аппаратов каждой из групп сильно различается. Так, разные производители оценивают ресурс бытовых аппаратов в 120 – 150 часов, полупрофессиональных – в 2,5 – 3 раза выше, профессиональных – несколько тысяч, промышленных – десятки тысяч часов.
С увеличением ресурса и надежности АВД возрастает и их цена: бытовые стоят несколько десятков тысяч тенге, в то время как цена промышленных может доходить до нескольких миллионов. Это связано с тем, что повышение моторесурса АВД обеспечивается использованием более совершенных конструктивных схем, применяемых технологий и материалов.
Выбирая аппарат, единственный путь сэкономить разумно – это приобрести технику, рассчитанную на работу в ваших условиях, ни больше ни меньше. Если больше – вы переплатите один раз, меньше – расплата будет долгой и мучительной.
Обдумывая предстоящее применение оборудования, не занижайте планку требований к нему, а, наоборот, исходите из того, что в ближайшей перспективе объемы и виды работ могут возрасти.
Бытовые, профессиональные, промышленные
Как определить, аппарат какой группы нужен вам? Строго научную характеристику того или иного режима работы дать сложно, поэтому поясним сказанное на примерах.
Допустим, вы решили купить АВД для того, чтобы регулярно мыть личный автомобиль, убирать грязь с садовых дорожек, освежать цоколь небольшого загородного коттеджа. В этом случае вам стоит искать будущую покупку среди бытовых аппаратов. При ежедневной продолжительности эксплуатации около получаса их гарантированный моторесурс обеспечит надежную работу в течение года. Если же учесть, что даже наиболее педантичные и аккуратные автовладельцы вряд ли моют свой автомобиль каждый день, реальный срок эксплуатации возрастет в 2 – 3 раза.
Далее, ваше право решать- тратить деньги на ремонт старого или приобрести новый аппарат, но следует иметь в виду, что стоимость ремонта бытовой техники может достигать 60 -70% от цены нового оборудования, которая начинается от нескольких десятков тысяч тенге.
Именно поэтому некоторые недорогие модели этого класса по сути – одноразовые зажигалки: попользовался – выбросил, купил новую.
АВД бытовой группы любой фирмы не предназначены для работы в условиях коммерческого предприятия.
Планируя оснащение коммерческой мойки с пропускной способностью в несколько десятков машин в смену, не стоит и думать обойтись чем-либо меньшим, чем хорошим профессиональным АВД. При плановой загрузке мойки в течение 8-часовой смены продолжительность работы аппарата – около 4 часов. Несложно подсчитать, сколько «протянут» в таких условиях бытовые машины.
Неплохие профессиональные АВД различных производителей можно приобрести за 200-300 тысяч тенге.
Указанные АВД – мобильные. Они снабжены колесами для перемещения с одного места работы на другое и предназначаются для локальной мойки. Строго говоря, коммерческие мойки с высокой пропускной способностью следует оснащать стационарными АВД промышленной группы. Использование для этих целей мобильных профессиональных аппаратов – наша национальная особенность.
Единственный недостаток стационарных АВД – высокая стоимость (несколько сотен тысяч тенге). В остальном это – одни достоинства. Они допускают подключение нескольких потребителей, имеют большее количество дополнительных функций, и, самое главное, чрезвычайно надежны. Срок службы промышленных аппаратов достигает нескольких лет даже в наших тяжелых условиях.
Если кто-либо предложит оснастить вашу коммерческую мойку аппаратом стоимостью 30-70 тысяч тенге, то в зависимости от настроения, можете бросить в него камень или рассмеяться прямо в лицо. АВД, предназначенные для этой цели, стоят в 3-4 раза дороже!
Если вы – владелец мини-пекарни, небольшого автохозяйства или автосервиса с несколькими рабочими постами, и перед вами стоит задача периодической уборки небольших помещений, эпизодической мойки нескольких автомобилей, у вас есть возможность сэкономить, купив полупрофессиональный АВД.
Производители ориентируют их на легкое коммерческое использование с режимом работы около 1 часа в день. Они имеют, как мы уже отмечали, в несколько раз больший ресурс, чем бытовая техника. При грамотной эксплуатации с указанной интенсивностью они прослужат как минимум около года до профилактического ремонта. Ремонт этих аппаратов, который обойдется около 30 тысяч тенге, экономически целесообразен, так как стоят полупрофессиональные АВД в диапазоне от 80 до 120 тысяч тенге.
Если вам по силам доплатить к указанной сумме несколько десятков тысяч тенге, советуем и для этих целей приобретать более надежные и мощные, профессиональные машины. Это ускорит проведение работ и отодвинет проблему ремонта на далекую перспективу.
Для целей легкого коммерческого использования (например, мойки до 5 автомобилей в день или ежедневной уборки небольших помещений) допускается применение полупрофессиональных АВД.
Допустим, мы определились с классом требующегося нам оборудования. К сожалению, этим проблема не исчерпывается. Модельный ряд крупных производителей АВД, как правило, насчитывает около десятка (а иногда и более) аппаратов одной группы. Как действовать дальше?
Далее нужно изучить технические характеристики.
Производительность или давление?
Обычно для АВД в каталогах, помимо характеристик энергопотребления, указывают два параметра: производительность насоса и давление. Который из них является более важным?
Моющая способность водяной струи в большей степени определяется массовым расходом воды, который обеспечивается производительностью насоса. Чем она выше, тем больший размер и плотность имеет водяной «скребок» при сохранении достаточного ударного давления. Это, в свою очередь, повышает скорость и эффективность процесса очистки.
Важность данного параметра подтверждается еще и тем, что он, наряду с моторесурсом, определяет принадлежность АВД к той или иной группе.
Наиболее важная характеристика АВД, используемого для автомойки, – производительность насоса. У хорошего профессионального аппарата она должна быть не менее 600-700 л/час.
Что касается максимального давления, для мойки автомобилей вполне достаточно 150 бар (1 бар C 1 атм.). Более того, мыть автомобиль при большем давлении струи – рискованное мероприятие. Возникает опасность повреждения декоративных элементов и лакокрасочного покрытия кузова, особенно ремонтного. Известны даже случаи травмирования персонала при неаккуратном обращении с аппаратами, развивающими давление более 200 бар.
Не стоит специально искать АВД с очень большим максимальным давлением. За «лишнее» давление придется платить лишние деньги, а это как раз тот случай, когда можно разумно сэкономить.
Другое дело, если вы приобретаете АВД для мойки дорожно-строительной, сельскохозяйственной техники или специальных технологических процессов. Высокое давление струи здесь будет кстати.
При использовании в условиях автосервиса или автомойки вполне достаточно аппарата с максимальным давлением 150 бар.
С нагревом или без?
Производители выпускают АВД как без дополнительного нагрева используемой воды, так и с ее подогревом. В основном функцией нагрева обладают аппараты профессионального и промышленного класса. С точки зрения конструкции это означает наличие перед насосом теплообменника (бойлера), в котором вода нагревается за счет сжигания топлива (могут применяться дизельные и газовые горелки) или использования электроэнергии.
Аппараты с нагревом воды существенно более дороги (приблизительно в два раза), чем аналогичные безнагревные. Что может принудить вас заплатить лишние деньги?
Для начала следует уяснить, что с повышением температуры воды процесс удаления различных загрязнений ускоряется, так как увеличивается растворимость органических масляных и жировых соединений, повышается активность используемых моющих средств. Значит, использование горячей воды для мойки – благо, ведущее к повышению качества и производительности.
Все «безнагревные» АВД допускают использование горячей воды с температурой 50-60 С, а отдельные модели – и до 85 С. Такая температура является достаточной, чтобы удовлетворить все потребности автосервиса или автомойки. Нужно помнить о том, что использование очень горячей воды для мойки автомобилей просто вредно, особенно в зимний сезон. Это чревато повреждением лакокрасочного покрытия и остекления кузова. Другое дело – мойка двигателя, днища под антикоррозионную обработку или очистка агрегатов, снятых с автомобиля. Высокая температура для этого будет очень кстати, да и применение специальных очистителей не помешает.
Если инженерное обеспечение вашего предприятия позволяет законным путем использовать для питания АВД горячую воду, в аппарате с нагревом воды нет необходимости.
При наличии только холодного водоснабжения или использования оборотной системы водоочистки лучше приобрести АВД с нагревом.
В этом случае вы сможете при необходимости осуществлять мойку при температуре воды до 80 С, а в режиме пониженного расхода получать пароводяную струю при температуре 140-150 С. Это повысит эффективность очистки сильно загрязненных агрегатов и даст возможность выполнять санитарную обработку технологического оборудования пищевых производств или, например, кузовов автофургонов, перевозящих пищевые продукты.
Что касается типа подогревателя, то наибольшее распространение получили бойлеры на дизельном топливе, потребляющие в зависимости от производительности АВД, от 2,5 до 10 и даже более литров солярки за один час непрерывной работы.
Применение аппаратов с дизельным подогревом воды требует организации принудительной вытяжной вентиляции для отвода продуктов сгорания топлива. Там, где устроить вентиляцию не удается, используют электрические бойлеры, которые значительно уступают дизельным по мощности. Они позволяют получать воду максимально возможной температуры в течение непродолжительного времени (1 – 3 минуты), после предварительного подогрева в накопительном режиме. Когда бойлер переходит в проточный режим, температура воды падает.
Дополнительная информация к размышлению
АВД какой фирмы лучше? Ответа на этот вопрос мы не дадим, и отнюдь не по политическим соображениям. Продукция, производимая известными фирмами (Karcher, Kranzle, Comet, Portotecnica, Wap Alto, AR Blue Clean, и др.), практически одного уровня и соответствует современным требованиям. Каждая из фирм имеет свои особенности. У одних наибольший акцент делается на бытовую гамму, другие большее внимание уделяют профессиональной, третьи славятся аксессуарами.
В остальном – это европейские компании с интернациональным характером деятельности. Это означает, что производство комплектующих и сборка изделий с последующим обряжением в «фирменную форму» может осуществляться в различных странах мира. Зачастую они пользуются услугами одних и тех же поставщиков. Так, для большинства производителей АВД насосы высокого давления поставляют итальянцы Annovi Reverberi, считающиеся авторитетом в этой области техники. Отзывы о ее качестве очень хорошие, а цены при этом – умеренные.
Планируя предстоящие расходы на приобретение АВД, нужно иметь в виду, что для повышения качества и удобства предстоящей работы желательно приобрести дополнительные аксессуары. В стандартную комплектацию аппаратов по указанным ценам производители обычно включают шланг высокого давления длиной до 10 м и пистолет со стандартным соплом. Все остальное предоставляется как опция и стоит дополнительных денег.
На что их стоит потратить?
Во-первых, на приобретение фильтра тонкой очистки, удерживающего механические частицы на входе в аппарат. Этим вы продлите срок его службы.
Во-вторых, на устройства для намотки шланга высокого давления. Несмотря на то, что шланг способен выдержать большое внутреннее давление, он «боится» перегибов, локального сдавливания снаружи. Ремонт поврежденного шланга – бесполезное занятие, придется покупать новый, что будет стоить более тысячи рублей. Разумнее потратиться один раз. Все остальное – по желанию, но помните, что профессиональный аппарат предполагает использование профессиональных инструментов.
Экономия средств на приобретении фильтров тонкой очистки и устройств для намотки шланга – очень неудачная идея. При выборе аксессуаров руководствуйтесь принципом:
профессиональному аппарату – профессиональный инструмент.
И напоследок
Абсолютно строгих критериев деления АВД на группы по режиму эксплуатации не существует. В зависимости от маркетинговой стратегии разные производители могут отнести аппараты с идентичными характеристиками к разным группам